Люди.
Люди — исконное население материка Чирухта. Об этой расе в чистом виде мы знаем довольно немного, однако можно предположить, что они мало чем отличаются от людей мира сэра Макса, по крайней мере внешне. Внутренне же они больше приспособлены к природе своего мира. Впрочем, отличий и здесь наберётся немного, разве что реакция на некоторые зелья разных миров... Даже самый обыкновенный и совершенно безобидный для жителей Мира Стержня «Суп Отдохновения» иномирца способен убить.
Люди исходно делились на три подрасы: люди гор, люди равнин и жители побережья, по исходному месту проживания их далёких предков. Люди побережий деятельны и темпераментны, именно они в основном и перебрались впоследствии на Хонхону и Уандук. Люди равнин довольно ленивы и спокойны, но не обладают ни особенной мудростью, ни могуществом, они не стремятся к особым переменам. Люди гор сочетают в себе эти два темперамента: с одной стороны, они уравновешенны и спокойны, с другой - достаточно мудры и деятельны, если нужно.

Крэйи.
Раса включает в себя множество подтипов: великаны (эхлы), оборотни (скархлы), гномы (крёггелы), невидимки (фаффы), древесные духи (кархавны), водяные духи (хлеххелы), чистые духи (хребелы). При этом, например, оборотни – это не люди, умеющие обращаться в животных, а в точности наоборот. Плюс, данный вид включает в себя не только зверей, но и птиц, рыб и грибы.
Крэйи по природе своей добры и прямодушны. Все они от рождения понимают язык зверей, птиц и растений. В отличие от людей и эльфов крэйи действительно умеют жить в настоящей гармонии с окружающим миром...
Из всех крэйев наиболее близки к людям драххи - на древнем языке Хонхоны это слово означает "угрюмые люди". Внешне драххи ничем не отличаются от людей. Впрочем, есть одна странность: не бывает драххов с заурядной внешностью. Они - или очень красивые люди, или редкостные уроды. Иметь дело с драххами легче легкого: их внешность всегда точно соответствует характеру. Добродушные драххи красивы, злые - уродливы, все очень просто. А у неуравновешенных внешность то и дело меняется в зависимости от настроения. При этом трансформируются не черты, а впечатление, производимое ими - если можно выразиться, делаются то мягче, то грубее. Магия драххов базируется на их близости к природе (что, кстати, означает, что они никак не зависят от Сердца Мира, а благополучие того, соответственно, не зависит от них), из них получаются отличные знахари, травники, а иногда - самые настоящие лесные колдуны, способные за считанные минуты вырастить непролазные дебри, или, например, наворожить отличный урожай, просто "поговорив" с огородом, но Очевидной Магии драххи не обучаются, даже если живут вблизи от Сердца Мира. А их потомки от браков с людьми обучаются Очевидной Магии куда медленнее, чем прочие, при этом какая-нибудь 20 ступень Очевидной Магии остаётся для них потолком, выше которого, как ни старайся, хоть из кожи вылези - не прыгнешь.
Считается, что традиционным цветом глаз у драххов является зелёный (например, в поэзии обычно упоминается именно он), но это вовсе не является обязательным атрибутом их внешности, хотя, конечно, встречается достаточно часто.

Я сразу понял, что имел в виду Шурф, когда говорил мне, что среди драххов нет неприметных людей. Святая правда! Глядя на физиономии Кутыков, можно было подумать, что эта семья - не совместное творение природы и случая, а дело рук мастера чёрной комедии. Возможно, таинственный режиссёр даже перегнул палку, собрав их вместе под одной крышей.
Во главе стола восседал самый настоящий опереточный злодей. Моложавое смуглое лицо с крупным орлиным носом, тонкими, но очень яркими, словно бы накрашенными, губами и острым, как локоть, подбородком было увенчано тоненькими нелепыми усиками и густыми, надломленными, как у карточного джокера, бровями.
Этого красавчика окружали не менее прекрасные дамы. Одна из них наверняка доводилась ему сестрой: слишком уж велико было сходство. Такой же острый подбородок, хищный нос, тонкие алые губы, резкие скулы и огромные тёмные глаза. Длинные тёмные волосы, гладкие и блестящие, обрамляли сие достойное зрелище. В результате получилась типичная "дама пик" или просто юная ведьма - тоже, впрочем, вполне опереточная.

Эхлы от природы наделены очень мягким покладистым характером, добротой и любовью к прекрасному - из них получились бы хорошие соседи. Кстати, не такие уж они огромные: обычно рост эхлов составляет от двух с половиной до трех с половиной метров. Есть слухи, что где-то в горах живут старые эхлы, по-настоящему высокие: метров по шесть... Эхлы довольно редко вступали в браки с людьми, или эльфами, по вполне очевидным причинам.
Все равнинные крёггелы (гномы) - одиночки, они язвительны, сварливы, неуживчивы и весьма умело прячутся от людей и от своих собственных сородичей крэйев, так что их мало кто видел, особенно в нынешние времена. Зато Княжеством Кебла правят горные гномы. У них весьма общительный и уживчивый характер, а их города, предназначенные для совместной комфортной жизни эхлов и крёггелов - самое причудливое зрелище, какое только можно вообразить.

На рассвете - кажется, это был уже третий рассвет, который мы с Меламори встретили вместе - откуда-то из густых зарослей болотной травы появился маленький - он явно не доставал мне до пояса - коренастый человечек. Он был укутан в меховой плащ с капюшоном, из-под капюшона блестели сердитые зеленоватые глаза.
Потом нам стало не до разговоров: этот гном оказался на редкость шустрым парнем, так что мы с Меламори едва за ним поспевали.

Я настойчиво предлагал ему свои спички, но он сказал, что в его возрасте нельзя есть что попало. Дескать, его завтрак должен быть приготовлен на "живом огне", а "живой огонь" от спички не зажжешь... Наконец, он справился с огнем и начал варить какую-то жуткую черную кашу - старик утверждал, что она очень полезна для его потрепанной временем телесной оболочки, но мне и смотреть-то было страшно на этот деликатес...

. А потом пришли гномы, целая дюжина. Я глазам своим не верил: честно говоря, до сих пор я думал, что гномы жили на земле Соединенного Королевства когда-то в древности, а потом куда-то подевались. А оказалось, что никуда они не подевались. Просто прятаться стали лучше, что ли?...

- Не собираюсь. - Кивнул старик. - Но трястись в вашей телеге мне тоже не хочется. Не беспокойся за меня, мальчик: Коппи проведет меня Тайным Путем Гномов, а это - именно та прогулка, которая может пойти мне на пользу! Прощайте, ребята... И извините, что я назвал вас барышней, леди. Я не хотел вас обидеть.

Фаффы – «невидимые люди». Они отличаются удивительным свойством то и дело исчезать, или просто сливаться с окружающим миром: в комнате их нередко принимают за предмет обстановки, в лесу - за дерево, а в пустом пространстве их вообще не видно. Им необходимо прилагать определенные усилия, чтобы оставаться видимыми и выглядеть как люди. Кстати, фаффы очень легко обучаются Очевидной магии - она дается им куда лучше, чем прочим крэйям, а нередко даже лучше, чем людям и эльфам. Общеизвестно, что основатель Соединенного Королевства Халла Махун Мохнатый был чистым фаффом.
Далее, что до кархавнов. Каждый кархавн каким-то непостижимым образом связан со своим деревом. Это не значит, что все они живут в лесу: постоянный контакт с деревом для кархавна не является насущной необходимостью, поэтому он может поселиться где угодно и путешествовать сколько душа пожелает. Если дерево погибнет, связанный с ним кархавн умрет, и наоборот - если убить кархавна, засохнет его дерево. Все исконные обитатели Пустых Земель (кочевники) являются кархавнами.
Хребелы, которых также относят к крэйям, тем не менее, никогда не принимают человеческий облик, хотя охотно пользуются человеческой речью. К хребелам относятся буривухи (разумные совоподобные говорящие птицы) и говорящие камни тюрьмы Холоми.
Скархлы - не вампиры. Они - оборотни. Звери, желающие и способные обращаться в людей. Более того, способные почти всю жизнь носить человеческий облик, приобретая изначальный лишь изредка. И существуют не только потомки смешанных браков людей и скархлов-собак (собственно, исключительно таковые и именуются вурдалаками), но как минимум ещё людей и лис (поскольку имеются сведения, что потомком таких является сэр Джуффин Халли). Теоретически, скархлами могут являться любые животные, а также птицы, рыбы, растения и грибы. Чистокровные скархлы почти не блещут умом, да и память у них из рук вон плохая, однако, в большинстве своём открыты, наивны и доверчивы.
В Ехо очень мало чистых крэйев, в основном там живут их потомки от браков с людьми.

Эльфы (кейифайи).
Основное отличие кейифайев от людей и крэйев состоит в том, что у них нет четких принципов - они не отличают добро от зла, не видят разницы между тем и этим, не понимают: что значит сделать выбор... Кроме всего прочего, многие кейифайи равнодушны к различиям между полами, что нередко шокирует людей и крэйев... Они могут вести себя донельзя глупо, а могут быть очень мудрыми, поскольку, опять же, не видят разницы. Порой это свойство становится самой сильной стороной кейифайев, но иногда оно их губит.
Упиаты - это так называемые «умиротворенные эльфы». Они находятся в полном согласии с окружающим миром и не стремятся к переменам, поэтому обычно бездействуют, если только их не вынудят - и, как правило, в этих редких случаях оказывается, что их могущество почти бесконечно. Поскольку упиаты ленивы, они по-прежнему обитают на Уандуке: некоторые нежатся в красных песках необитаемых пустынь, а некоторые живут в больших городах.
Все эльфы, которых можно встретить на Хонхоне, или на Чирухте - это амфитимайи, то есть «восторженные». Они отличаются тем, что постоянно стремятся к действию - все равно какому. Поэтому амфитимайи путешествуют, воюют, изобретают...
Существуют также элсидиайи - «незримые». Эльфы считают их своими родичами - возможно, так оно и есть. Элсидиайи абсолютно нематериальны. В одной старинной рукописи сказано, что тысяча элсидиайев может поместиться на кончике ногтя, но это не совсем корректное утверждение. Так можно говорить о существах, размеры которых неописуемо малы, а у элсидиайев вовсе нет никаких размеров... И еще известно, что иногда элсидиайи могут надолго поселиться на каком-нибудь предмете, или даже на живом существе. Они капризны и непредсказуемы: могут в любой момент покинуть свою обитель, а могут и вернуться.

Статья принадлежит этому форуму.